Стандарт организации
Стандарт организации-документ, что разрабатывается для внутреннего применения и решает вопросы локального контроля над качеством работы, услуг, модернизации производства и применения информации, полученной в результате исследований, исходя из принятых на производстве или в организации стандартов.
Цели, преследуемые принятием стандарта организации указаны в ст.11 ФЗ № 184 от 27.12.2002, а разработка, изменения и отмена контролируется в соответствии со ст.12 ФЗ №184.
При желании разработчика получить заключение по стандарту организации, проект документа отправляется в технический комитет по стандартизации, где проводят экспертизу данного проекта, а затем выдают заключение.
Согласно ст.17 действующего ФЗ к объектам, подлежащим внутренней стандартизации можно отнести:
- Организацию, а также управление производством
- Составляющие части (пр. детали) для производимой продукции
- Менеджмент
- Применяемое оборудование и инструменты
- Общие технологические нормы, а также общие технологические процессы и требования, учитывая гарантирование безопасности для жизни, здоровья граждан, окружающей среды, их имущества;
- Методики проектировки, проведения анализа и исследований
- Все услуги, которые оказывают внутри компании
- Реестр производственных комплектующих, сырья, материалов
- Все ступени производственного процесса
В стандартах организации могут отражаться требования к соблюдению различных стандартов (российских, международных и так далее). Однако основными объектами, на которые направлены стандарты организации, все же являются услуги и продукция, производимая на предприятии. Стоит отметить, что объектом СТО может быть инновационные продукты и услуги, что приобретены в результате научных исследований.
Разработчиками (субъектами СТО) являются юридические лица (организации), что имеют в своем хозяйственном ведении или собственности определенное имущество, могут выступать ответчиками в суде, осуществлять операции с имуществом, а также имеют самостоятельный баланс и зарегистрированные соответствующим образом. К таким организациям относят общественные, коммерческие, саморегулируемые организации, ассоциации, союзы (действующие объединения юридических лиц).
Отметим, что СТО не должны противоречить любым действующим стандартам, а также принятому техническому регламенту. Требования стандарта организации должны неукоснительно выполняться в организации, которая утвердила данный стандарт, с момента введения СТО в действие. Условия стандарта к товарам, услугам и производственным процессам должны соблюдаться, если это прописано в сопроводительных документах поставщика и исполнителя.
Разработку СТО проводят, учитывая национальные стандарты, которые распространяются на изделия, услуги или работы, проводимые данной организацией. При разработке документа необходимо учитывать положения ГОСТ Р 1.4-2004.
Все правила разработки, учета, вносимых изменений и отмены документа принимаются организацией самостоятельно. Также организация самостоятельно устанавливает правила распространения, тиражирования, уничтожения или хранения СТО. Изложение, построение, содержание и оформление стандартов определяют в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2004
Руководитель (заместитель руководителя) организации утверждает СТО приказом (распоряжением), либо личной подписью на титульном листе документа в принятом в организации порядке. При утверждении СТО приказом, дату введения документа в действие указывают в приказе. Если утверждение стандарта организации закреплено личной подписью руководителя (либо его заместителем), то дату ввода стандарта в действие проставляют на его первой странице. Если необходимо, то утверждают и организационно-технические процедуры по подготовке к применению стандарта.
Чаще всего стандарты организаций принимают без ограничения срока действия, но в соответствии с решением организации, утверждающей стандарт, срок действия документа может быть ограничен.
Специалисты центра сертификации «Югратест» с удовольствием предоставят более детальную информацию по данной тематике.